Струнный транспорт – вариант надземной транспортной системы. Сущность проекта в том, что беспилотные рельсовые электромобили передвигаются по струнному рельсу, который натянут между анкерными опорами. Все вместе: эстакада, подвижной состав и пассажирские станции – составляют транспортно-инфраструктурный комплекс uST. Эта статья – об особенностях струнного транспорта, истории его развития и преимуществах.
Основной элемент струнной системы – рельс особой конструкции. Это стальная либо композитная балка, содержащая в своей сердцевине пучок преднапряженных растяжением проволок (струн), залитых специальным составом.
На струнные технологии: конструкцию рельса, крепления, технологию монтажа – получено свыше 50 патентов.
Интервал между анкерными опорами, на которые приходится основная горизонтальная нагрузка, способен достигать 10 км. Сами опоры легко объединить со зданиями различного назначения, в том числе пассажирскими станциями и грузовыми терминалами. Вертикальная нагрузка распределяется на промежуточные опоры, которые могут устанавливаться с интервалом до 2 км.
В качестве подвижного состава используются рельсовые беспилотные электромобили, или юнимобили, – пассажирские или грузовые. При необходимости пассажирские модели юнимобилей могут собираться в небольшие поезда через жесткую либо электронную сцепку.
Основные достоинства системы:
низкая себестоимость – в 5–10 раз ниже, чем у конкурирующих транспортных систем;
отсутствие расходов, связанных с уборкой наледи и снега;
низкий уровень энергопотребления;
рабочий ресурс путей и подвижного состава от 50 и 25 лет соответственно;
способность работать 24/7;
решение проблем с дорожными пробками, поскольку трасса струнного транспорта проходит над дорогами;
отсутствие помех для передвижения животных;
экологичность: отсутствуют выбросы вредных веществ, шумовые, электромагнитные и вибрационные воздействия;
практически полная автоматизация;
высокая степень безопасности.
Идея струнного транспорта принадлежит белорусскому инженеру Анатолию Юницкому. Первый участок для экспериментальной реализации проекта появился в 2001 году (Московская область, город Озеры).
Развитие струнного транспорта продолжилось в Беларуси. В июне 2015 года ЗАО «Струнные технологии» арендовало в Марьиной Горке бывший танковый полигон под строительство ЭкоТехноПарка для тестирования новых образцов подвижного состава и эстакад, проведения экскурсий для потенциальных инвесторов и заказчиков.
Также у компании есть испытательно-демонстрационный центр uSky, расположенный в Шардже (ОАЭ). Здесь на площади 28 га представлены транспортно-инфраструктурные комплексы uST (для Эмиратов – uSky) в тропическом исполнении.
Перспективы развития нового транспорта до декабря 2025 года:
продолжение разработки оборудования, необходимого для промышленного внедрения проекта;
выполнение адресных проектов высокоскоростных, городских и грузовых систем.
Безусловно, инновация отличается массой преимуществ и заслуживает внимания и дальнейшей разработки.